Мировой рынок транспортного машиностроения активно развивается, а Россия является одной из наиболее привлекательных его частей. О рынках российского и мирового транспортного машиностроения, о партнерстве с «Трансмашхолдингом» и новых технологиях – в интервью со старшим вице-президентом и управляющим директором Alstom Transport по России и СНГ Мартином Вожуром. (Доступно в pdf)
В рубрике «Мнение» Павел Шилов, инженер по системному Проектированию ЗАО «Трансмашхолдинг», поделился своим видением на совместимость программного обеспечения компонентов железнодорожной техники. Михаил Лихачев, председатель правления – генеральный директор OOO «Газпром газомоторное топливо», рассказал о перспективах развития инфраструктуры СПГ для железнодорожного транспорта. (Доступно в pdf)
В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу III квартала 2015 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. (Доступно в pdf)
В последнее время на сети ОАО «РЖД» начинают появляться инновационные полувагоны, имеющие повышенную грузоподъемность и улучшенные технические характеристики, происходит переход с осевой нагрузки 23,5 т на 25 т. В статье проанализировано текущее состояние вагоностроения России с точки зрения перевозок угля, раскрыта методика определения подходящего грузового вагона, дан обзор современных моделей грузовых вагонов. (Доступно в pdf)
В статье приведены статистические данные по отказам роликовых радиальных цилиндрических буксовых подшипников основных производителей. Описаны системы неразрушающего контроля колец буксовых подшипников основных производителей. Внедрение сплошного неразрушающего контроля вихретоковым методом всех поверхностных и подповерхностных дефектов колец буксовых подшипников позволяет увеличить эксплуатационную надежность подшипников. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в pdf)
В октябре 2008 года, учитывая объективную потребность российских железных дорог в организации скоростных международных сообщений, сокращении времени следования поездов и улучшении сервиса, между ОАО «РЖД» и компанией Patentes Talgo S.L. (Испания) был заключен меморандум о намерениях в области совместного использования железнодорожного подвижного состава, оборудованного системами автоматического изменения ширины колеи и наклона кузова в кривых участках пути. В данной статье освещен процесс внедрения пассажирского подвижного состава, оборудованного системами автоматического изменения ширины колеи и наклона кузова в кривых участках пути, на российских железных дорогах. Кратко описаны основные конструкционные особенности пассажирских вагонов сочлененного типа производства компании Patentes Talgo, S.L. (Доступно в pdf)
Рост скоростей следования поездов актуализирует проблему обеспечения безопасности их движения. Ее залогом является адекватность сил тяги и торможения. Увеличение же мощности последних потребовало отхода от классических схем торможения к новым типам тормозов. Статья посвящена вихретоковым тормозам. Описана их история создания. Подробно рассмотрены конструкция и принцип действия линейных и вращающихся вихретоковых тормозов. (Доступно в pdf)
Для решения задач по снижению себестоимости перевозок, повышению их эффективности и уменьшению негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду в 2013 году была начата работа по созданию маневрового газопоршневого тепловоза ТЭМ19. В статье рассматриваются основные конструктивные особенности первого в мире маневрового тепловоза ТЭМ19, работающего на природном газе без использования дизельного топлива. (Доступно в pdf)
Практически одновременно с началом внедрения микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) на сети дорог ОАО «РЖД» возникла задача организации безопасного удаленного мониторинга устройств МПЦ. Первоначально удаленный мониторинг осуществлялся с использованием физической выделенной линии связи. В последующем появилась возможность применять существующие сети передачи данных (в том числе за счет роста их пропускной способности). О новой разработке – в научной статье. (Доступно в pdf)
Перевод значительной части транспортных средств на газовое топливо – одно из важнейших направлений Энергетической стратегии России, которая предусматривает стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива и развитие переработки газа в жидкое моторное топливо. В статье дается описание конструкции и опыта эксплуатации первого отечественного газотурбовоза ГТ1h-001 на сжиженном природном газе, а также особенностей конструкции промышленного образца газотурбовоза ГТ1h-002.(Доступно в pdf)
Статья посвящена 80-летней истории подвижного состава Московского метрополитена. Она уходит корнями в 1930-е годы, когда назрела необходимость приступить к работам по строительству метрополитена в Москве. 17 мая 1933 года руководство Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) издало приказ о начале производства вагонов метро, и уже в июле того же года коллектив приступил к сварке тележек и кондукторов. В советский период работы Московского метрополитена (1935-1991 годы) было разработано и запущено в производство семь типов вагонов метро (А, Г, Д, Е, мод. 81-717/714, 81-715/716 и 81-718/719) и несколько модификаций вагонов типа Е и мод. 81-717/714. (Доступно в pdf)
Интервью о принимаемых ОАО «РЖД» мерах по обновлению подвижного состава, инновационном развитии компании, развитии газомоторных технологий, вопросах импортозамещения и локализации в непростых экономических условиях, сертификации предприятий транспортного машиностроения и многом другом. (Доступно в pdf)
Автор представляет взгляд европейских машиностроителей на объединение двух китайских машиностроительных компаний – CSR и CNR – и дает оценку потенциальным угрозам данного слияния для мирового рынка. (Доступно в pdf)
В статье поднимается проблема внедрения в практику методов и технологий кибербезопасности в ОАО «РЖД». Рассмотрены основополагающие понятия кибербезопасности и варианты применения данного вида деятельности на практике. Также указаны перспективные планы по повышению киберзащищенности управляющих систем железнодорожной компании. (Доступно в pdf)
По итогам II квартала 2015 года индексы ИПЕМ продемонстрировали разнонаправленную динамику. Индекс ИПЕМ-производство сохранил позитивную направленность (+2,7 – в апреле, +2,2% – в июне), несмотря на слабые результаты в мае (-1,2%). Индекс ИПЕМ-спрос, замедлив падение в начале года, во II квартале продолжил монотонно убывающее движениепо наклонной – снижение составило 4,2% к аналогичному периоду прошлого года. (Доступно в pdf)
В статье рассмотрены вопросы токарной обработки профиля поверхности катания железнодорожного колеса, представлена модель, позволяющая учесть взаимосвязь условий термомеханического нагружения, деформации и изнашивания режущего лезвия инструмента. Определены оптимальные режимы резания и геометрия твердосплавных пластин, используемых для токарной обработки колес. (Доступно в pdf)
Выполнен анализ результатов сравнительных испытаний новых маневровых тепловозы двухдизельного ТЭМ14 и контрольного ТЭМ7А, ТЭМ18В с дизелем фирмы Wartsila и контрольных ТЭМ18ДМ касающихся безотказности и долговечности узлов силового оборудования – дизеля и его систем, электропередачи. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в pdf)
В статье описаны принципы работы автоматического метрополитена, сравниваются его параметры с метрополитеном, управляемым вручную. В частности, подробно описана технология CBTC (система телекоммуникационного управления железнодорожным транспортом). Авторами приводятся примеры из истории развития автоматического метро в мире и анализируются перспективы его развития в России. (Доступно в pdf)
В статье рассматриваются особенности вагонов метро 81-760.Б/761.Б/763.Б, созданные для Бакинского метрополитена. Раскрываются основные элементы внешнего облика и новых решений в интерьере, энергетические решения, особенности тормозного и пневматического оборудования, система видеонаблюдения и коммуникации. (Доступно в pdf)
Статья содержит технический обзор нового низкопольного трамвая модели В85300М («Метелица») производства ЗАО «Штадлер Минск». Трамвай спроектирован для рынков Центральной и Восточной Европы, адаптирован под климатические особенности и рельсовое полотно городов Российской Федерации и прошел полугодовые эксплуатационные тесты ГУП «Мосгортранс». (Доступно в pdf)
Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта обострило проблемы износа системы «колесо-рельс». Ключевую роль в обеспечении безопасности и коммерческой эффективности высокоскоростного транспорта играют надежность и ресурс работы колесных пар поездов и железнодорожного пути в условиях движения со скоростями до 350 км/ч (97,2 м/с). Действующие технические требования на применяемые в ОАО «РЖД» материалы могут быть использованы до скорости 140 км/ч (38,9 м/с). Потери при трении в основном определяют энергопотребление транспорта, а износ материалов является главной причиной деградации трибосопряжений. С увеличением скорости роль триботехнических проблем и энергопотребления возрастает. (Доступно в pdf)
До последнего времени основным назначением диагностики являлось обеспечение безопасности движения. В настоящее время интенсивное развитие систем и средств диагностики, автоматизация процессов измерения, обработки и анализа диагностической информации, с одной стороны, и бережливое отношение к ресурсам инфраструктурных подразделений, их рациональное использование, с другой, ставят перед диагностикой новую цель – обеспечение рационального и эффективного содержания инфраструктуры на основе ее фактического состояния. (Доступно в pdf)
В статье рассматриваются основные требования к качественным показателям цельнокатаных колес для электропоезда «Ласточка»; указаны основные критерии, отличающие колеса для серийного производства от колес, эксплуатируемых под вагонами подвижного состава скоростных электропоездов, обозначены основные технические решения, направленные на освоение технологии производства цельнокатаных железнодорожных колес. (Доступно в pdf)
С 25 по 29 мая 2015 года на территории CNR (Китай) состоялся выездной семинар, организованный НП «ОПЖТ». Российская делегация посетила ряд производственных площадок китайской компании, сформировав понимание о конкурентоспособности китайских машиностроителей. (Доступно в pdf)
Экономический кризис, начало которого остро запомнилось многим снижением курса рубля в конце 2014 года, перешагнул в текущий год. Как себя чувствуют российские и иностранные поставщики комплектующих, работающих, преимущественно, в транспортном машиностроении, какие они испытывают проблемы, ставят перед собой задачи, – в интервью с исполнительным директором ООО «Вагонмаш» Андреем Королевым, генеральным директором ОАО «Производственная фирма “КМТ” – Ломоносовский опытный завод» Кириллом Новоселовым и исполнительным директором ООО «СКФ Тверь» Александром Никитиным. (Доступно в pdf)
По итогам I квартала 2015 года индексы ИПЕМ продемонстрировали смешанную динамику. Индекс ИПЕМ-производство продолжил восстанавление после длительного снижения в конце 2013-го – середине 2014 годов. За отчетный период он вырос на 1,1% к соответствующему периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос в I квартале 2015 года показал негативную динамику растущими темпами, падение индекса составило -1,8% к аналогичному периоду прошлого года при месячных показателях: -0,5% в январе, -1,8% в феврале, -2,9% в марте. (Доступно в pdf)
2014 год стал годом испытаний для российского транспортного машиностроения. Обострение мировой политико-экономической обстановки, сокращение спроса основных потребителей на ключевую продукцию и ограниченность инвестиций в реализацию НИОКР, а также негативные эффекты от реформы железнодорожного транспорта в ряде секторов железнодорожного машиностроения существенно повлияли на темпы развития и объемы производства предприятий отрасли. (Доступно в pdf)
В статье рассмотрены основные критерии назначения реконструкции пути: одиночный выход рельсов. Предложен дифференцированный подход к его назначению в зависимости от характера накопления выхода рельсов по дефектам по мере наработки тоннажа. Рассмотрены изменения в технических указаниях по шлифованию рельсов: регламентирована величина съема металла головки рельсов при шлифовании с целью недопущения образования усталостных трещин. (Доступно в pdf)
Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года предполагает увеличение объема перевозок на 40%, строительство новых и реконструкцию существующих железнодорожных линий для развития высокоскоростного и тяжеловесного движения. Для достижения целей Стратегии решающую роль играет повышение надежности верхнего строения пути: продление межремонтного периода. В статье рассмотрено применение способа упрочнения зоны сварного шва бесстыкового пути методом динамического микролегирования. По результатам упрочнения твердость в зоне сварного шва достигла значений твердости основного рельса. (Доступно в pdf)
Использование новой оценки систем менеджмента качества (СМК) позволит более объективно на основании различных показателей качества произвести ранжирование производителей железнодорожной техники по степени результативности СМК, а также направить усилия предприятий на совершенствование деятельности в области повышения качества выпускаемой продукции. В статье рассмотрена оценка результативности систем менеджмента качества производителей железнодорожной техники с целью совершенствования деятельности предприятий в области повышения качества выпускаемой продукции. Разработана шкала бальной оценки показателей качества продукции и шкала интерпретации индекса результативности систем менеджмента качества. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в pdf)
ЗАО «Трансмашхолдинг» расширил свою линейку железнодорожной техники и создало базовую универсальную платформу для изготовления российских электропоездов различных модификаций городского, пригородного и регионального назначения. В статье рассматриваются основные преимущества современного электропоезда ЭГ2Тв, раскрываются пункты, касающиеся безопасности, адаптивности, экономичности, комфорта электропоезда.(Доступно в pdf)
За прошедшее столетие краны на железнодорожном ходу прошли огромный путь развития от первых механизмов на паровой тяге грузоподъемностью всего несколько тонн через дизель-механические краны начала 1930-х годов и дизель-электрические краны типа ЕDК1 (ЕДК) 1960-х до современных дизель-гидравлических гигантов KRC 1600 и KRC 2880 грузоподъемностью до 250 т. В статье рассматривается история производства железнодорожных кранов, а также технологии и разработки, отличающие современные краны на железнодорожном ходу от их предшественников. Приведено сравнение технических и эксплуатационных характеристик кранов различных поколений. (Доступно в pdf)
В статье раскрывается суть разработанного принципа создания виртуального исследовательского и испытательного полигона железнодорожного транспорта в перспективе ориентирован на проведение испытаний в автоматизированном режиме. Представлена трехмерная модель инфраструктуры Экспериментального кольца ст. Щербинка как результат выполнения первого этапа работ. Предложен вариант схемы моделирования испытаний, приведены примеры использования разрабатываемой системы. (Доступно в pdf)
Одним из главных факторов оптимизации расходов путевого хозяйства железных дорог России является применение технологий, позволяющих продлевать ремонтные сроки и снижать трудоемкость процессов поддержания исправного состояния пути. Важным направлением для достижения этого фактора служит повышение эффективности работы технических средств, осуществляющих работу на железной дороге. Это, в свою очередь, снизит потребность в них, так как увеличится выработка машин, входящих в комплексы для ремонта и текущего содержания пути. В статье рассказывается о бортовой системе мониторинга и диагностики для специального подвижного состава, применяемой на современной путевой машине РПБ-01. Подробно рассматривается программно-аппаратный метод борьбы с помехами при оценке количества оборотов двигателя. (Доступно в pdf)
Полигон применения бесстыкового пути расширяется с каждым годом, так как он имеет значительные преимущества перед звеньевым. Отсутствие стыков позволяет исключить динамическое воздействие на пассажиров, уменьшить сопротивление движению поездов, сократить затраты на ремонты подвижного состава и пути. Отличительной особенностью бесстыкового пути является действие значительных продольных температурных сил в рельсовых нитях. Для нейтрализации их негативного влияния предлагается использовать инновационную конструкцию железобетонной шпалы, которая имеет многократно увеличенное усилие сдвига в балласте. (Доступно в pdf)
Повышение эксплуатационной надежности моторвагонного подвижного состава (МВПС) путем своевременного обнаружения и устранения дефектов на ранней стадии их развития является одной из важнейших задач совершенствования системы технического обслуживания и ремонта МВПС, сокращения эксплуатационных расходов и сроков нахождения в ремонте. В статье рассмотрены предпосылки, этапы развития и некоторые результаты эксплуатации бортовой системы мониторинга технического состояния оборудования электропоезда. Представлены технические решения, реализованные в системе и позволяющие повысить безопасность и бесперебойность пригородных пассажирских перевозок. (Доступно в pdf)
По случаю 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне историческая статья посвящена железнодорожному транспорту того времени, подвигам железнодорожников в годы войны и героям-паровозам, обеспечившим Победу. (Доступно в pdf)
Тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, сказывается на всех отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте. Для вагоноремонтных компаний она усугубляется еще и падением доходов операторов, что влечет за собой необходимость снижения цен на услуги по ремонту. Фактор выживания любого бизнеса в текущих условиях – нетривиальные решения и их эффективное воплощение. О планах на текущий год, принимаемых решениях, а также перспективах вагоноремотных предприятий – в интервью с Михаилом Сапетовым, генеральным директором ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2). (Доступно в pdf)
В свои колонках эксперты номера рассмотрели перспективы российского трамвайного сектора со всех сторон: Александр Гнатюк (Усть-Катавский вагоностроительный завод) – с точки зрения производителя, а Артем Михайлов (Горэлектротранс, Санкт-Петербург) – с точки зрения эксплуатанта. (Доступно в pdf)
По заданию Минпромторга России в 2008-2009 годах Институт проблем естественных монополий разработал альтернативные промышленные индексы, а также предложил ряд показателей, ранее не применявшихся широко для макроэкономического анализа. В текущей непростой экономической ситуации можно использовать 6-летний опыт наблюдений за развитием промышленности для взвешенной оценки текущего состояния и ближайших перспектив. В аналитической статье рассмотрены итоги 2014 года, какие уроки можно извлечь из кризиса 2008-2009 годов. Затрагивается история посткризисного восстановления, а также последние тенденции и взгляд в будущее. (Доступно в pdf)
В статье представлена ситуация, сложившаяся в трамвайном секторе в городах России, освещены современные мировые тенденции в области трамваестроения, состояние трамвайных систем в нашей стране. Проанализированы последствия недофинансирования и снижения спроса на данный подвижной состав. (Доступно в pdf)
Группа новых тепловозов – маневрово-вывозных ТЭМ14, и маневровых ТЭМ18В – проходила сравнительные эксплуатационные испытания с августа 2013 по апрель 2014 года. В испытаниях был поставлен широкий круг вопросов: требовалось оценить расходы топлива, экологические показатели выбрасываемых в атмосферу отработанных газов, затраты времени на неплановые ремонты. Рассмотрены характеристики удельного расхода топлива, раcпределения времени работы по режимам при выполнении тепловозами маневровой и вывозной работ. (Доступно в pdf)
Хорошо известно, что после 2005 года резко возросла аварийность на железнодорожном транспорте, связанная с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов, изготовленных из стали 20ГЛ. В абсолютном большинстве таких случаев разрушение происходило, во-первых, в районе радиуса R55, во-вторых, в зимнее время и, в-третьих, носило усталостный характер. Анализ литературных источников показал, что в свободном доступе отсутствуют результаты исследований усталостных свойств стали 20ГЛ даже при комнатной температуре, не говоря уже о низких температурах. В связи с этим представляет большой практический и научный интерес сравнение характеристик сопротивления усталости стали 20ГЛ различных производителей боковых рам при комнатной и низких температурах. (Доступно в pdf)
(Продолжение статьи. Начало – в №4 (28)). В данной статье описаны основные причины отказов буксовых подшипников, вызванные технологическими нарушениями при формировании колесных пар вагонов и изготовлении колец подшипников. Описаны организационные и технические мероприятия позволяющие уменьшить отказы буксовых подшипников. Внедрение сплошного неразрушающего контроля колец буксовых подшипников позволяет увеличить ресурс работы буксовых подшипников. (Доступно в pdf)
В настоящее время важным направлением в мире является реализация значительного увеличения скоростей железнодорожного транспорта, то есть существенного повышения оперативности или скорости грузопассажирских потоков, поэтому одной из основных задач в этом направлении стало моделирование и оценка аэродинамических нагрузок на элементы инфраструктуры при прохождении скоростных составов (станционные сооружения, мосты и туннели). Эта проблема рассматривается как с точки зрения обеспечения проектантов новыми данными о нагрузках, так и развития нового поколения интеллектуальных систем диагностики и мониторинга состояния конструкций и сооружений инфраструктуры ОАО «РЖД». Немаловажной задачей здесь является также обеспечение безопасности людей на платформах и в местах вблизи железнодорожных путей. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в pdf)
В предыдущие десятилетия появлялись сначала вагоны, у которых низкопольность (отношение между общей площадью пола, доступной для пассажиров, и площадью пола на уровне подножки, без учета площади ступеней) составляла 30%, затем 40%, 50%, 70% и даже 75%, постоянно приближаясь к желаемой отметке, достигнуть которую долгое время производители не могли. В 2014 году в Москве впервые были введены в эксплуатацию полностью низкопольные трамваи, что стало первым шагом в переоснащении трамвайного парка столицы. В данной статье описано устройство и ключевые преимущества новой российской эластичной поворотной тележки, которая легла в основу целого семейства трамвайных вагонов со 100-процентным низким уровнем пола производства ООО ПК «Транспортные системы». (Доступно в pdf)
В статье раскрыты особенности, возможности и технические подробности трамвая со 100-процентным низким уровнем пола, разработанного ОКБ «Атом», представлены планы и оценка перспектив его внедрения. (Доступно в pdf)
В статье представлены сравнительные технические характеристики электровозов 2х2ЭС5К и 4ЭС5К, причины создания последнего, его усовершенствования и возможности эксплуатации с поездами повышенного веса и длины. (Доступно в pdf)
В 2015 году Людиновскому тепловозостроительному заводу исполняется 270 лет. Завод по праву считается одним из старейших предприятий отечественного машиностроения. Именно здесь были выпущены первые рельсы и первые узкоколейные паровозы для железных дорог России, первые пароходы и паровые машины, ставшие прообразом первого парового автомобиля. Если фамилия династии Демидовых на слуху чуть ли не у всех, то Мальцовых знают, к сожалению, немногие. Людиновский завод с начала своего появления с гордостью носит статус градообразующего предприятия. В настоящее время тепловозы с маркой ЛТЗ получили широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. (Доступно в pdf)
Технические регламенты Таможенного союза вступили в силу не так давно – 2 августа 2014 года, однако этот вопрос начал беспокоить три стороны – Россию, Беларусь и Казахстан – задолго до этой даты. Каждая страна-участник Таможенного союза внесла свой вклад в разработку необходимых регламентов. Что изменилось для ОАО «РЖД», ГО «БЖД», АО «КТЖ»? Какие появились задачи и вызовы перед компаниями в связи с внедрением новой системы техрегулирования? На эти и другие вопросы журнал «Техника железных дорог» попросил ответить Валентина Гапановича, главного инженера, старшего вице-президента ОАО «Российские железные дороги» и Валерия Шубадерова, главного инженера ГО «Белорусские железные дороги». (Доступно в pdf)
Заместитель генерального директора ВНИИЖТ, к.т.н. Олег Назаров делится своими впечатлениями от посещения выставки InnoTrans 2014. Другой эксперт – Роман Кудрявцев из «Трансмашхолдинга» - выделяет ключевые проблемы импортозамещения компонентной базы. (Доступно в pdf)
По итогам III квартала 2014 года индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос показали разнонаправленную динамику: индекс ИПЕМ-производство вырос на 1% к аналогичному периоду прошлого года; индекс ИПЕМ-спрос упал на 2,8%. Необходимо отметить, что последний раз индекс ИПЕМ-производство продемонстрировал позитивный квартальный результат более года назад (+1,7% по итогам II квартала 2013 года). (Доступно в pdf)
«ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») – крупнейшее предприятие на пространстве СНГ по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов. В современных экономических условиях, чтобы оставаться конкурентоспособным на внутреннем и мировом рынках, заводу стала необходима эффективная система менеджмента, позволяющая снизить издержки на протяжении всего жизненного цикла и ориентированная на постоянное улучшение своей деятельности. (Доступно в pdf)
В условиях непростой экономической ситуации, складывающейся в ряде направлений транспортного машиностроения, таких, например, как производство локомотивов и пассажирских вагонов, внедрение механизма лизинга при условии государственной поддержки участников рынка может стать одним из наиболее эффективных вариантов стимулирования производства и закупки современного подвижного состава. (Доступно в pdf)
Для такой огромной страны, как Россия, магистральные железные дороги являются важнейшей артерией по обеспечению и поддержанию внешней конкурентоспособности государства: центры производства продукции могут находиться за тысячи километров от портов и рынков сбыта. Одним из факторов, увеличивающих стоимость перевозок со стороны железнодорожного транспорта и снижающих конкурентоспособность железнодорожной отрасли по сравнению с другими видами транспорта, являются отказы подвижного состава в пути следования. Среди распространенных видов - отказ буксового узла из-за нагрева буксовых подшипников. Таким образом, в России существует высокая потребность в снижении числа нарушений графика движения подвижного состава, связанных с аварийным нагревом буксовых подшипников. Для этого необходимо подробно рассмотреть основные причинно-следственные связи. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
В условиях стагнации мировой экономики актуальность сокращения расходов и повышения эффективности железнодорожных перевозок для удовлетворения потребностей экспортно ориентированного бизнеса объективно возрастает. Рост грузонапряженности выявил недостаток пропускных способностей Транссиба и БАМа, а увеличение осевых нагрузок и веса поездов наряду с увеличением скорости движения формируют новые перспективные требования к эксплуатационным свойствам железнодорожных рельсов. (Доступно в pdf)
Интенсификация железнодорожных перевозок на территории России в 1990-2000-е годы привела к появлению ряда проблем в сфере эксплуатации железнодорожного транспорта, в частности к повышенному износу рельсов, колес и тормозных колодок. И если для борьбы с износом рельсов и колес разработано достаточное количество методик – от лубрикации до изменения конструкции вагонных тележек, то основной мерой борьбы с износом тормозных колодок является создание новых видов фрикционных материалов. (Доступно в pdf)
В 2014 году по белорусской железной дороге впервые начали курсировать трехвагонные дизель-поезда производства польской компании PESA Bydgoszcz SA. Новый подвижной состав с 1 мая текущего года введен на международном маршруте Минск – Вильнюс и уже продемонстрировал свою востребованность у пассажиров. Населенность составов в зависимости от дня недели составляет от 80% до 100%. Всего согласно контракту, заключенному в феврале 2013 года, на железную дорогу в 2013-2014 годах были поставлены 3 трехвагонных дизель-поезда ДП3. (Доступно в pdf)
Безопасность движения поездов в значительной степени зависит от надежной и стабильной работы автотормозов, основным прибором которых являются воздухораспределители. Их характеристики непосредственно влияют на эффективность действия тормозов и уровень продольных сил при торможении (особенно грузовых поездов повышенного веса и длины). Улучшение характеристик и параметров воздухораспределителей, повышение их надежности и ресурса способствуют безопасности движения и экономии эксплуатационных расходов. (Доступно в pdf)
История крупных промышленных предприятий неразрывно связана с историей развития страны – расцветом и падением экономики, изменяющимися политическими веяниями, стремительным движением науки… Не являются исключением из этого и Главные железнодорожные мастерские, которые 140 лет назад стали фундаментом для создания первого крупного промышленного предприятия в Калуге, 85 лет назад образовав завод «Калугапутьмаш». (Доступно в pdf)
В начале мая на должность технического директора ЗАО «Транмашхолдинг» был назначен Сергей Кобзев. Какие задачи перед ним поставил один из лидеров отечественного транспортного машиностроения? О подвижном составе, новых разработках, мировых трендах и месте ТМХ в глобальном бизнесе – в интервью с новым топ-менеджером компании. (Доступно в pdf)
Эксперт номера, к.т.н. Олег Назаров, задается вопросом о достоверности современных научных исследований. (Доступно в pdf)
По итогам II квартала 2014 года индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос синхронно показали отрицательную динамику, снизившись на -1,3% и -1,4% соответственно к аналогичному периоду прошлого года (рис. 1). За январь – июнь 2014 года индекс ИПЕМ-производство упал на -1,7% к аналогичному периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос также снизился. Падение с начала 2014 года составило -1,6%. Впервые со времени кризиса 2009 года индекс ИПЕМ-производство ушел в минус в полугодовом исчислении. (Доступно в pdf)
Сегодня, несмотря на предпринимаемые со стороны железнодорожных администраций стран СНГ меры по сохранности колесных пар в эксплуатации, повреждения поверхности катания колес вследствие юза их во время торможения являются самыми распространенными. Так, по данным Укрзализныци, ежегодно приблизительно 75% колесных пар подлежат переточке, из них почти 77% – из-за наличия ползунов, выщербин и наваров, одной из основных причин которых является несовершенная работа автоматического регулятора режимов торможения (авторежима), призванного отслеживать тормозную силу в зависимости от загрузки вагона. В статье представлены результаты анализа существующих сегодня технических решений по расширению диапазона регулирования тормозной силы авторежимами серии 265А. Дано теоретическое обоснование для создания авторежима с применением в его конструкции комбинации конструктивных решений. (Доступно в pdf)
В настоящее время на промышленных предприятиях часто эксплуатируются маневровые тепловозы с превышенным нормативным сроком службы. Системное видение технических требований и нормативных условий разнятся у разных служб даже в рамках одного предприятия. В статье анализируются последствия продленного срока службы локомотива, поиск решений острого вопроса участниками рынка. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Внедрение в инженерную практику математического моделирования динамического взаимодействия токоприемников и контактных подвесок позволяет определить максимально допустимую скорость движения поездов для различных модификаций подвесок, а также усовершенствовать их конструкции с целью улучшения качества токосъема, дополнительного повышения скоростей движения и снижения затрат на сооружение и эксплуатацию. В статье рассмотрено применение математической модели взаимодействия токоприемников и контактной подвески с целью определения максимально допустимых скоростей движения поездов и совершенствования конструкций подвески. (Доступно в pdf)
В 2011 году ООО «Аэроэкспресс» провело исследование, которое показало: к 2015 году провозных мощностей при существующем графике движения будет недостаточно. Каждый год пассажиропоток компании увеличивается на 12-18%. Статья содержит технический обзор нового двухэтажного поезда модели ЭШ2 KISS RUS (АЭРО). В статье представлены конкурсные требования заказчика и проведено частичное сравнение с моделью KISS европейского образца. (Доступно в pdf)
Одним из основных факторов, влияющих на безопасность транспортировки и хранения нефтепродуктов или газов из класса алканов (насыщенных углеводородов), является наличие паров продукта, концентрационные пределы которых образуют с воздухом взрывоопасную смесь. В статье рассмотрены вопросы безопасности транспортировки и хранения пропано-воздушных смесей. Определена концентрация пропано-воздушной смеси в котле железнодорожной цистерны и спрогнозированы параметры детонации данного продукта. Показано, что эти параметры находятся на достаточно высоком уровне. Предложен метод снижения концентрации пропано-воздушной смеси. (Доступно в pdf)
С 2000 года на сети железных дорог России стали устанавливать системы автоведения и регистрации на пассажирские и грузовые электровозы, с 2004-го – на маневровые и магистральные тепловозы. Статья посвящена особенностям системы, алгоритму ее работы, испытаниям и исследованиям, показывающим актуальность ее внедрения на железнодорожном транспорте. (Доступно в pdf)
Исследования, проводимые в области контроля технического состояния железнодорожного пути, указывают на необходимость внедрения новых технологий и средств диагностики для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов. В статье рассматривается вопрос автоматического контроля целостности рельсовой колеи за счет предложенного метода совмещения видеоизображения с навигационной информацией от устройств, уже имеющихся на борту локомотива. Предложен комплексный алгоритм обнаружения целостности рельсовой колеи на пути следования локомотива, основанный на определении непрерывности рельса. (Доступно в pdf)
В этом году исполняется 180 лет первому русскому паровозу, созданному в 1834 году на Нижнетагильском заводе механиками Черепановыми. Этот исторический факт многим известен и считается общепризнанным успехом русской технической мысли первой половины XIX века. Кажется на первый взгляд – что здесь сказать нового? Но, как показывает практика, если начинаешь вдаваться в подробности этого исторического факта, даже не события, а только факта, на поверхность всплывают откровенные стереотипы или вовсе ошибочные сведения, порождающие массу вопросов. На страницах исторической статьи я постараюсь ответить на ряд наиболее стандартных вопросов, касающихся создания первого паровоза в России и, быть может, развею мифы и заблуждения, которыми окутана эта занимательная история с братьями Черепановыми. (Доступно в pdf)
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»